# Assignment #6: Image rotation --- Лабораторная работа №6: поворот картинки # Подготовка - Прочитайте главу 12 (стр. 221, 231-239) и 13 (целиком) "Low-level programming: C, assembly and program execution". На защите мы можем обсуждать любые вопросы из учебника из глав 8–13 включительно. # Структура BMP файла BMP файл состоит из заголовка и растрового массива. Заголовок задаётся следующей структурой (обратите внимание на атрибут `packed`): ```c #include <stdint.h> struct bmp_header __attribute__((packed)) { uint16_t bfType; uint32_t bfileSize; uint32_t bfReserved; uint32_t bOffBits; uint32_t biSize; uint32_t biWidth; uint32_t biHeight; uint16_t biPlanes; uint16_t biBitCount; uint32_t biCompression; uint32_t biSizeImage; uint32_t biXPelsPerMeter; uint32_t biYPelsPerMeter; uint32_t biClrUsed; uint32_t biClrImportant; }; ``` Сразу после него (всегда ли?) идёт растровый массив, в котором последовательно хранятся пиксели по строчкам. Каждый пиксель задаётся структурой размером 3 байта: ```c struct pixel { uint8_t b, g, r; }; ``` Если ширина изображения в пикселах кратна четырём, то строчки идут одна за другой без пропусков. Если ширина не кратна четырём, то она дополняется мусорными байтами до ближайшего числа байтов, кратного четырём. Пример: 1. Изображение имеет ширину 12 пикселей = 12 * 3 байт = 36 байт. Ширина кратна четырём, каждая следующая строчка начинается сразу после предыдущей. 2. Изображение имеет ширину 5 пикселей. 5 * 3 = 15 байт, ближайшее число кратное четырём (округление вверх) это 16. После каждой строчки будет отступ в один мусорный байт перед началом следующей. # Задание - Необходимо реализовать поворот изображения в формате BMP на 90 градусов. - Архитектура приложения должна содержать три чётко разделённых части: - Описание внутреннего представления картинки `struct image`, очищенное от деталей формата ```c struct image { uint64_t width, height; struct pixel* data; }; ``` - Функции для работы с BMP-файлами и сериализации/десериализации внутреннего представления. ```c enum read_status { READ_OK = 0, READ_INVALID_SIGNATURE, READ_INVALID_BITS, READ_INVALID_HEADER /* коды других ошибок */ }; enum read_status from_bmp( FILE* in, struct image* img ); /* serializer */ enum write_status { WRITE_OK = 0, WRITE_ERROR /* коды других ошибок */ }; /* serializer */ enum write_status to_bmp( FILE* out, struct image const* img ); ``` Как только мы считали изображение во внутренний формат, мы должны забыть, из какого формата оно было считано! - Функции для трансформации внутреннего представления, которые работают с `struct image`. ```c /* создаёт копию изображения, которая повёрнута на 90 градусов */ struct image rotate( struct image const source ); ``` # Для самопроверки: - Функции должны получать все необходимые им данные через аргументы. - Нельзя смешивать логику вычислений и ввод-вывод. - Нельзя использовать `typedef` для определения структур ([объяснение](https://stepik.org/lesson/408350/step/2)). - Ваш код должен компилироваться с флагами `-std=c18 -pedantic -Wall -Werror`. - Типы: - Проверьте, что вы максимально возможным образом расставили `const`. - Проверьте, что индексы используют только тип `size_t`. - Проверьте, что вы используете только платформо-независимые типы, такие, как `int64_t` или `int_fast64_t`. - Проверьте, что вы используете правильные спецификаторы ввода и вывода. - Вы можете добавлять любое число вспомогательных функций для удобства, это поощряется. - Проверьте архитектуру. Думайте о том, как бы вы хотели организовать код, чтобы легко добавлять входные форматы (не только BMP) и трансформации (не только поворот на 90 градусов).